Разделы
Новости
Указатель НПАОП
по состоянию на
10.07.2017
Утверждены изменения
к "Правилам пожарной безопасности в Украине"
Утверждены
"Минимальные требования
по охране труда на временных или мобильных строительных площадках"
Проект
"Правил охраны
труда в сельскохозяйственном производстве"
(заменяет
НПАОП 01.0-1.01-12,
НПАОП 01.2-1.03-08,
НПАОП 01.2-1.09-05,
НПАОП 01.2-1.10-05,
НПАОП 01.2-1.11-12)
Проект
"Правил охраны труда во время эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемных устройств и соответствующего оборудования"
(вместо
НПАОП 0.00-1.01-07,
НПАОП 0.00-1.36-03)
Утверждена новая редакция
"Положения о разработке инструкций по охране труда"
НПАОП 0.00-4.15-98
Утверждён
НПАОП 15.9-1.28-17

"Правила
охраны труда для работников производства солода, пива и безалкогольных напитков"
Реклама
УЦ "БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА"
Обучение по правилам охраны труда
http://zap.at.ua/
Справочно-информационный сайт
г. Запорожья

Интернет реклама УБС

Баннерный обмен ABN
Служба охраны труда
Служба охраны труда

Раздел "Служба охраны труда" постоянно дополняется и обновляется. На этой странице Вы можете скачать бесплатно, без регистрации НПАОП, положение, бланки документов на украинском и русском языке.

Страница 3 из 4

Страницы : [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

3. Функции службы охраны труда

3.1. Разработка совместно с другими подразделениями предприятия комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда, планов, программ улучшения условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предоставления организационно - методической помощи в выполнении запланированных мероприятий.

Комплексные мероприятия

Также в ст. 20 Закона Украины "Об охране труда" указано о необходимости разработки и утверждении "Комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предупреждению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров" (далее - Комплексные мероприятия).

Комплексные мероприятия составляются в конце или начале календарного года, на предстоящий год, согласуются с профсоюзной организацией предприятия или уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам охраны труда и утверждаются работодателем.
Комплексные мероприятия включаются в коллективный договор предприятия и определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.

В соответствии со ст. 19 Закона Украины "Об охране труда":
"Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые согласно законодательству используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента от фонда оплаты труда за предыдущий год."
В соответствии со ст. 43 тогоже Закона предусмотрен штраф за не выполнение требований ст. 19.
Наличие Комплексных мероприятий необходимо на предприятии и ход их выполнения контролируются государственными органами, особенно Фондом ССНСПиПЗ Украины. Отсутствие этих мероприятий является грубым нарушением требований законодательства об охране труда.

Скачать образец "Комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышения существующего уровня охраны труда, предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров", в формате *.doc на русском языке.

Наименование и содержание мероприятий должно соответствовать "Перечню мероприятий и средств по охране труда, затраты на осуществление и приобретение которых включаются в затраты" (ранее этот документ обозначался НПАОП 0.00-2.23-04, но сейчас он не входит в Указатель НПАОП), утверждённому постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 №994.

Просмотреть этот документ на официальном сайте.

 В соответствии с пунктом Типового положения:    

3.2. Подготовка проектов приказов по вопросам охраны труда и внесение их на рассмотрение работодателю.

Приказы по вопросам охраны труда

Проекты приказов по вопросам охраны труда должны:

иметь конкретное обоснование – статью, пункт, другой приказ или нормативный документ, на основании требований которого составляется проект приказа;
указывать конкретных исполнителей;
указывать сроки исполнения по пунктам и срок предоставления отчета исполнителя о выполнении;
назначать лицо ответственное за контроль выполнения приказа;
согласовываться с руководителями подразделений или служб, кторые указаны в приказе;
иметь строку указывающую разработчика приказа: подразделение, фамилию, инициалы и его контактный телефон;
иметь приложения на которые есть ссылки  в приказе – списки, перечни, бланки, и. т.д.

Составляемые приказы должны соответствовать требованиям стандартов и нормативных документов, действующих в сфере оформления документов и ведения документооборота.

Подписанный приказ регистрируется, ему присваивается номер и дата. Оригинал приказа хранится в канцелярии, архиве предприятия или у ответственного за это лицо. Копии приказов направляются исполнителям и выдаются под подпись о получении в специальном журнале.

В службе охраны труда приказы регистрируются как входящие документы, хранятся раздельно в соответствии с содержанием, к приказу прилагаются документы, предоставленные исполнителями и подтверждающие выполнение приказа.

При получении приказа подразделением исполнителя, он регистрируется в журнале входящей корреспонденции подразделения.

После выполнения приказа или отдельного его пункта исполнитель направляет письменное уведомление о выполнении лицу, которое контролирует данный приказ.

В случае невозможности выполнения приказа в установленный срок, в силу каких либо причин, до окончания срока исполнения исполнитель направляет руководителю, подписавшему приказ, служебную записку с просьбой перенести сроки выполнения или другие предложения в зависимости от ситуации. Служебная записка с указанием решения руководителя направляется лицу контролирующему приказ либо исполнителю.

Любой приказ по вопросам охраны труда должен иметь подтверждения о его выполнении. Контролирующие органы проверяют не только наличие приказов, но и их выполнение.

В соответствии с пунктом Типового положения:

3.3. Проведение совместно с представителями других структурных подразделений и с участием представителей профсоюза предприятия или, при ее отсутствии, уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда проверок соблюдения работниками требований нормативно - правовых актов по охране труда.

Также в ст. 13 Закона Украины "Об охране труда" указано об обязанности работодателя обеспечить функционирование системы управления охраной труда, а именно:

"организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования, аттестаций рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда в порядке и сроки, определяемые законодательством, и по их итогам принимает меры к устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;

осуществляет контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охране труда;".

В "Рекомендациях по построению, внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда", утвержденных председателем Госгорпромнадзора 07.02.2008 указано:

"4.6. Мониторинг выполнения и оценка результативности.
4.6.1. Текущие проверки, осмотры отдельных подразделений и организации в целом.
Система контроля, в зависимости от объемов производства и численности работающих, может предусматривать внутренний аудит, оперативный контроль руководителей работ и других должностных лиц, контроль со стороны службы охраны труда, а также общественный контроль.
При проведении внутреннего аудита определяются и документируются полномочия и способ действий при решении следующих задач:
определение участников групп, проводящих осмотр организации или ее отдельных подразделений;
установление периодичности осмотров;
определение случаев, когда есть потребность во внеочередном осмотре;
установление основных моментов, которым нужно уделять особое внимание при проведении осмотра, возможно, составление опросного листа, составление протоколов осмотров с определением сроков устранения замечаний;
разработка плана мероприятий по устранению выявленных недостатков;
организация участия работников в работе групп.
Для документирования осмотра организации целесообразно составить планы осмотра, порядок проведения осмотра, а также соответствующие протоколы.
В организациях, в отношении которых это регламентировано нормативно-правовыми актами по охране труда, внедряется 3 - ступенчатая система контроля.
Для проведения независимого (внешнего) аудита охраны труда целесообразно привлекать сторонние компетентные организации.
Согласно ст. 13 Закона Украины "Об охране труда", проведение аудита охраны труда является обязательным."

Независимый (внешний) аудит охраны труда

Необходимо сказать несколько слов по поводу независимого (внешнего) аудита охраны труда.

Существует Закон Украины  "Об аудиторской деятельности".
Этот Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Украине и направлен на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов пользователей финансовой и другой экономической информации.
Аудиторская деятельность в сфере финансового контроля регулируется Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины  "Об аудиторской деятельности", другими нормативно-правовыми актами и стандартами аудита.
В этом Законе четко даны определения понятий: аудиторская деятельность, аудит, аудитор и требования к нему, аудиторская фирма, реестр аудиторских фирм и аудиторов, стандарты аудита и так далее.
Перечень услуг, которые могут предоставлять аудиторы (аудиторские фирмы), определяется Аудиторской палатой Украины в соответствии со стандартами аудита. Аудит охраны труда в этом Перечне отсутствует.

Скачать "Перечень услуг, которые могут предоставлять аудиторы (аудиторские фирмы)", утвержденный решением Аудиторской палаты Украины от 22.12.2011   N244/14.

В отличие от аудиторской деятельности в сфере финансового контроля аудит охраны труда, на настоящий момент, не имеет не одного четко определенного понятия или термина в нормативных документах:

Что такое аудит охраны труда?
Когда он проводится и какая периодичность его проведения?
Кто такой аудитор охраны труда?
Какие требования предъявляются к аудитору, какие сертификаты, определяющие его квалификационную пригодность на занятие данной аудиторской деятельностью, он должен иметь?
Что такое аудиторская фирма проводящая аудит охраны труда?
Существуют ли стандарты аудита охраны труда? … и так далее.

На настоящее время ответы на эти вопросы в нормативных документах отсутствуют. Если кто то из читателей может на них ответить и ответы обосновать, то мы всегда готовы к диалогу на страницах нашего сайта.

Внешний аудит охраны труда обычно проводится при получении разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. Для получения этого разрешения необходимо иметь заключение экспертизы - документ, который составляется экспертной организацией по результатам проведения экспертизы состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования.
Экспертные организации это экспертно-технические центры, которые принадлежат к сфере управления Госгорпромнадзора, или независимые экспертные организации, которые обеспечивают научно-техническую поддержку государственного надзора в сфере промышленной безопасности и охраны труда.

Просмотреть на официальном сайте "Порядок выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности", утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26.10.2011 N1107.

Проведением экспертного обследования (аудита) систем управления охраной труда субъектов хозяйствования, осуществления экспертной оценки состояния промышленной безопасности производства, объектов  занимаются технические эксперты экспертных организаций. Эти эксперты имеют соответствующее удостоверение и проходят периодическое обучение и проверку знаний.
Со сведениями о таких технических экспертах можно ознакомиться на страницах сайта Государственного предприятия "Главный учебно-методический центр Госгорпромнадзора Украины".

На основании вышеизложенного хочется заметить: если Вы захотели провести независимый (внешний) аудит охраны труда своего предприятия, то задумайтесь кому и за что Вы будете платить деньги.

Внутренний аудит охраны труда

В настоящее время внутренний аудит охраны труда на предприятиях проводится в соответствии с разработанными внутренними нормативными актами такими как – положения, порядки, процедуры, стандарты и другие. Эти нормативные документы составляются обычно с учетом "Рекомендаций по построению, внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда", утвержденные председателем Госгорпромнадзора 07.02.2008, в частности п. 4.6, который приведен выше.

Трёх ступенчатая система контроля охраны труда

Часто на промышленных предприятиях используют трёх ступенчатую систему контроля охраны труда.
Трёх ступенчатая система контроля охраны труда, так же как и аудит охраны труда, не определена действующими нормативно-правовыми актами по вопросам охраны труда, но является традиционной и действующей системой контроля охраны труда на многих  предприятиях Украины.
Коротко опишем, что такое трех ступенчатая система  контроля  охраны труда.

Трех ступенчатая система  контроля  охраны труда является одной из форм контроля администрации предприятия за:
состоянием условий и безопасности труда, производственной санитарии на рабочих местах, производственных участках;
соблюдением работниками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охране труда.

Контроль за состоянием охраны труда на предприятии проводится по трем ступеням:
1) первая ступень – на участках подразделения;
2) вторая ступень – в подразделениях;
3) третья ступень – на предприятии в целом.

 Первая ступень контроля проводится  руководителем  соответствующего участка подразделения (мастером, старшим мастером, начальником участка, начальником смены, механиком, энергетиком) ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) – и в течение рабочего дня (смены).

Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой начальником подразделения (цеха, управления, отдела, самостоятельного участка), еженедельно. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб подразделения, представители профсоюзной организации. Проверки проводятся в дни, определенные соответствующим графиком, утвержденным руководителем предприятия.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем предприятия или его заместителем. Периодичность проверок для основных подразделений – не реже двух раз в год, для вспомогательного производства и других объектов – не реже одного раза в год, в зависимости от размеров и численности работников предприятия, разработанного графика проверок и т. д. …
В состав комиссии третьей ступени входят: начальники технических служб, главные специалисты предприятия, работники службы охраны труда, члены комиссии второй ступени контроля проверяемого подразделения, представители профсоюзной организации.
По окончании проверки на совещании при председателе комиссии члены комиссии докладывают ему о выявленных во время проверки недостатках и своих предложениях по их устранению, на основании которых за подписью председателя комиссии издается распорядительный документ (приказ, распоряжение) по устранению выявленных недостатков.
По истечении последнего срока выполнения мероприятий распорядительного документа руководитель подразделения направляет лицу контролирующему (приказ, распоряжение)  письменное уведомление о его выполнении.

Проведение проверок

В итоге можно сказать, что одной из функций службы охраны труда предприятия является проведение, совместно с представителями других структурных подразделений и с участием представителей профсоюза предприятия, проверок соблюдения работниками требований нормативно - правовых актов по охране труда.

Как видно из выше изложенного существует несколько способов организации этих проверок, например: внутренний аудит охраны труда предприятия, трёх ступенчатая или двух ступенчатая система контроля охраны труда.
Однако следуя п. 4.6 "Рекомендаций по построению, внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда", утвержденных председателем Госгорпромнадзора 07.02.2008 и требованиям ст. 13 Закона Украины "Об охране труда" нужно отметить, что система контроля охраны труда предприятия, в зависимости от объемов производства и численности работающих, должна предусматривать:

внутренний аудит охраны труда – который проводится одновременно всеми собственными аудиторами охраны труда предприятия в конкретном подразделении:  начальниками технических служб, главными специалистами предприятия, работниками службы охраны труда, представителями профсоюзной организации, которые в  установленном порядке обучены по вопросам охраны труда и соответствующим нормативным актам по охране труда (правилам) и чьи полномочия указаны в их должностных инструкциях, утвержденных руководителем предприятия, а также определены внутренним нормативным актом (положением, порядком, процедурой, стандартом и т.д.) по проведению внутреннего аудита охраны труда предприятия. То есть это та же комиссия третьей ступени контроля, но проводящая аудит охраны труда в подразделении в соответствии и с составлением документов, определенных процедурой или стандартом внутреннего аудита охраны труда предприятия;

оперативный контроль руководителей работ и других должностных лиц – этот контроль выполняется при проведении первой и второй ступени контроля состояния охраны труда;

контроль со стороны службы охраны труда – проводится в соответствии с планом работы и графиками обследований подразделений работниками службы охраны труда, которые утверждены работодателем;

общественный контроль – может проводиться при участи в любой из выше указанных видов проверок.

В верх

Страница 3 из 4, читать далее

Страницы : [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда

Запорожский областной центр охраны труда
http://op.zp.ua

Здесь может быть Ваша реклама

По вопросам размещения рекламы на этом сайте обращайтесь:
http://sop.zp.ua/

Издательство «ФОРТ»

Разместите Вашу рекламу на страницах самых популярных изданий!
www.fort.kharkiv.com

 

 

07.11.2016

 

Партнёры

Запорожский
областной центр
охраны труда

обучение и проверка
знаний по вопросам
охраны труда
www.op.zp.ua

Справочно-информационный сайт города Запорожья

Ваш надежный справочник и путеводитель по
г. Запорожье
http://zap.at.ua/

ООО «ШАНС, ЛТД»
Учебный центр по охране труда

обучение по охране труда, реализация нормативной литературы и другие услуги
ООО «ШАНС, ЛТД»

Объявления

Издательство
«ФОРТ»

Разместите Вашу рекламу на страницах самых популярных изданий!
fort.kharkiv.com

ТМ
ПАПЕРОВИЙ
РАЙ

виготовлення посвідчень, перепусток, свідоцтв, залікових книжок
паперовий-рай.укр

Здесь может быть Ваша реклама

По вопросам размещения рекламы на этом сайте обращайтесь:
http://sop.zp.ua/

 

 

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов TOP.zp.ua Рейтинг сайта в веб-каталоге misto.zp.ua